Литературно-музыкальная композиция «Песнетворец из народа»

20 ноября в литературном зале Калязинской районной библиотеки им. А.Н. Макарова для слушателей университета третьего возраста была проведена литературно-музыкальная композиция «Песнетворец из народа», посвящённая 210-летию поэта-самоучки Алексея Кольцова. В этот ноябрьский день ведущие познакомили гостей с творчеством и печальной судьбой А.В. Кольцова.
Родился Алексей Васильевич Кольцов 15 октября 1809 г. в зажиточной купеческой семье, в которой царили строгие патриархальные порядки. Отец, думавший только о деньгах, позволил мальчику проучиться всего полтора года, посчитав, что этого вполне достаточно, чтобы стать помощником отцу в прасоле. С девяти лет, разъезжая по степи из одного хутора в другой, из одной деревни в другую, мальчик впитывал в себя красоту своего края и жизнь простых людей, работавших на земле. Он первый, кто увидел в труде особую поэзию и сумел передать её.
В семье никогда не воспринимали его увлечение поэзией всерьёз, смеялись над ним, и тема одиночества стала одной из главных в его творчестве. Особенно это чувство обострилось после драматической истории любви. Отец Кольцова покупал себе крепостных через подставных лиц. Так однажды в их доме появилась Дуняша, очень красивая девушка, ставшая прислугой у сестёр. Дуняша и Алексей полюбили друг друга и собирались пожениться. Отец, узнав об этом, пришёл в ярость. Отправив сына в очередную деловую поездку, он продал девушку в далёкий казачий хутор, где впоследствии Дуняша неудачно вышла замуж: от тоски и плохого обращения с ней она умерла. Когда, вернувшись, юноша узнал об этом, он сильно заболел и едва не умер.
Этот случай наложил отпечаток на всю любовную лирику поэта: везде, где речь идёт о любви, интонация поэта становится трагической и печальной, везде связана с разлукой и страданиями, с непреодолимыми препятствиями.
Константин Бальмонт ставил его в один ряд с гениальными русскими поэтами XIX века. Алексей Кольцов был лично знаком со знаменитыми поэтами и критиками: Белинским, Пушкиным, Одоевским, Вяземским, Жуковским, Плетнёвым и другими. Алексей Васильевич называл себя песенником, а далеко не всякий поэт стремится к тому, чтобы его так называли. Поэт признавался, что в юности он свои творения не декламировал, а пел. Музыка слова жила в нём естественно и просто как природный дар.
Впервые после душевного потрясения от ужасной потери Дуняши А. Кольцов, наконец, улыбается, полюбив Варвару Лебедеву. Кольцов знал её с юных лет, но увидел уже статной, полной огня юной красавицей. Варвара к тому времени овдовела, но это недолго её терзало: она слишком любила жизнь, любила достаток и веселье, «весь Воронеж волочился за нею». Как раз большинство по-мещански осуждало беспутное поведение вдовы, в том числе и отец Кольцова, от которого тот полностью зависел материально. Эта любовь стала последней каплей, и внутрисемейный конфликт перерос в открытую форму издевательства и непонимания. Вся семья, кроме матери, оказалась против Кольцова.
Одно из последних стихотворений А. Кольцова представляет собой потрясающий документ человеческого страдания и тоски:
…Тяжёлый год, тебя уж нет, а ещё живу,
И новый, тихо, без друзей, один встречаю,
Один в его заманчивую тьму
Свои я взоры потопляю.
Что в нём таится для меня?
Ужели новые страданья,
Ужель безвременно из жизни выйду я…
Алексей Васильевич тяжело переживал и разлуку с любимой, и склоки в семье, и разговоры вокруг него в городе. Открылась чахотка. 10 ноября 1842 года его не стало, он умер в одиночестве тридцати трёх лет отроду.
Идут годы, пройдут века, но стихи и песни Алексея Васильевича Кольцова вряд ли кого оставят равнодушным и безучастным, ведь в них по-прежнему бьётся трепетное сердце поэта.
На протяжении литературно-музыкальной композиции звучали стихи Алексея Кольцова, вдохновенные песни и романсы, которые, действительно, не оставили равнодушными ни одного слушателя.

Комментарии