Под звуки арфы о любви и музыке...

С неожиданной стороны открылось творчество Льва Николаевича Толстого слушателям литературного салона "Гармония", работающего в Андреапольской центральной библиотеке. 
Трудно найти произведение Толстого, в котором бы он не писал о музыке и о том, с какой неотразимой силой она действует на наши души. Музыка живёт в произведениях Льва Николаевича в тесной связи с миром людей и природы.
Как яркий пример неразрывной связи творчества Льва Николаевича с музыкой ведущая салона Е.И. Локтева проиллюстрировала присутствующим музыкальные страницы романа-эпопеи «Война и мир», раскрывающие духовные и нравственные идеалы героев. Песню ямщика он описал в повести «Отрочество», солдатские песни — в «Военных рассказах» и в повести «Казаки». О народных цыганских песнях он написал в рассказе «Два гусара» и в драме «Живой труп».
Музыка всегда сопутствовала писателю, и он радовался её присутствию во всем. Песни яснополянских крестьянок, песни ямщиков, солдатские, казацкие, то заунывные и протяжные, то полные раздолья и удали, были близкими и родными Толстому. Большое наслаждение доставляла Толстому и игра на народных инструментах. У него в доме, где не умолкало фортепиано, часто звенела гитара, пела балалайка.
Лев Николаевич много лет учил крестьянских ребятишек в школе, которую открыл для них в своей усадьбе Ясная Поляна. Он сам писал для своих учеников "книги для чтения". В этих книгах писатель поместил не только рассказы, сказки, басни, написанные им самим и пересказанные им для детей, но и народные богатырские былины - песни-рассказы о народных героях-богатырях, защитниках и хранителях русской земли и русского государства.
В старину былины пели под звон гуслей, пели торжественно, при большом стечении народа. Сейчас услышать этот инструмент - большая редкость.
И гусли, и арфа, восходящие корнями к древнему семейству лир, обладают богатейшими тембровыми возможностями. Каждый из них — это целый мир...
И в этом мире посчастливилось побывать в этот день слушателям салон "Гармония". В глубинные подводные царства их унесли за собой звуки арфы, в мир света и огня - живые струны гусель.

 
Это необыкновенное музыкальное путешествие "к античному морю Древней Греции" и "в бездонные поднебесья Киевской Руси" слушатели салона совершили благодаря двум юным талантливым девочкам, лауреатам музыкальных конкурсов - двенадцатилетней Алисе Слепнёвой и её одиннадцатилетней сестре Марии. В благодарность за пережитые мгновения присутствовавшая на мероприятии поэтесса Маргарита Петрова подарила юным дарованиям сборники своих произведений.
Слушая напевы лир, все были согласны с Львом Николаевичем, который сравнивал слушание музыки с погружением в сон, когда картины, образы, чувства захватывают тебя и вызывают настроения и эмоции.
Ничто не вызывает у человека таких сильных переживаний, как музыка и любовь. Каждый понимает любовь по-своему, и у каждого есть свой взгляд на этот счет. Лев Николаевич Толстой, обладающий богатым духовным миром, тоже пытался разобраться в этом чувстве. В его воображении с детских лет жил идеальный образ той, с которой он хотел связать свою жизнь. Он всегда и во всем стремился к идеалу. И в любви тоже. Рассказ Екатерины Ивановны об этом поиске и его результате завершил лирическую встречу, посвященную Льву Николаевичу Толстому.